Nagrada.ru - Национальная Интернет Премия
   
 
О Премии
Национальная Интернет Премия является профессиональной премией Российской академии интернета, ежегодно присуждаемой за весомые художественные и социокультурные достижения сетевым работам, созданным на русском языке и других национальных языках народов России. Основными целями Национальной Интернет Премии являются:
  • содействие становлению и развитию интернета в России как новой среды для творчества, отдыха и профессиональной работы
  • пропаганда лучших произведений русскоязычной Сети среди огромной российской и международной аудитории.

Требования и условия

Любой сайт, соответствующий нижеизложенным требованиям и действующий в течение периода номинации, может быть представлен на соискание Национальной Интернет Премии. Период номинации Национальной Интернет Премии за 2001 год длится с 1-го октября по 31 декабря 2001 года.

Любой "житель Интернета", т.е. любой человек, имеющий электронный адрес, вне зависимости от пола, возраста и гражданства, имеет право представить любой сайт, соответствующий изложенным требованиям, на соискание Национальной Интернет Премии. Один заявитель может представить любое число сайтов.

Сайт должен соответствовать одной из номинаций категории "Лучший сайт". Одна работа может быть представлена одновременно по нескольким категориям.

Коллективные члены и партнеры академии и спонсоры Премии также могут представлять свои работы, однако Российская академия интернета гарантирует, что такие работы будут оцениваться на общих основаниях.

Не допускаются к участию в конкурсе сайты, предназначенные исключительно для маркетинговых целей. Сайты, защищенные паролем и недоступные широкой общественности, также не могут быть представлены на конкурс.

Организаторы конкурса сохраняют за собой право определять наиболее подходящую категорию для представленных работ, при необходимости, создавать новые дополнительные категории, а также отказывать в регистрации сайтам, без объяснения причин отказа.

Языковые условия

Национальная Интернет Премия призвана поддерживать развитие в России интернета как на русском, так и на любом другом из национальных языков народов Российской Федерации. Поэтому к соисканию Национальной Интернет Премии на равных основаниях допускаются не только русскоязычные сайты, но и сайты на любом из национальных языков Российской Федерации. Однако такие сайты должны иметь параллельную русскоязычную версию. Это условие, в частности, должно стимулировать доступ широких слоев многонационального населения России к сайтам, созданных на ее различных национальных языках.

Материалы, оскорбляющие человеческое достоинство

Сайты порнографического и эротического содержания, пропагандирующие насилие и человеконенавистнические призывы или иным образом оскорбляющие человеческое достоинство, не принимаются к участию в конкурсе.

Снятие с конкурса

Сайты, не подпадающие ни под одну из номинаций конкурса и не соответствующие условиям участия, могут быть сняты с участия в конкурсе на любой его стадии.


Порядок выдвижения

Подача заявок происходит через форму, расположенную на сайте Премии, заявитель должен заполнить все указанные в ней пункты, в противном случае сайт не будет допущен к участию в конкурсе. Список всех принятых на конкурс сайтов размещается на официальном сайте Премии: www.nagrada.ru.

Подтверждение приема заявок

Заявители извещаются о получении заявок по электронной почте. Дальнейшие подтверждения высылаются только номинантам. Номинанты будут объявлены на пресс-конференции РАИ в феврале 2002 года. Кроме того, список номинантов будет опубликован на сайтах Национальной Интернет Премии (www.nagrada.ru) и Российской академии интернета (www.academia.ru). Вручение Национальных Интел Интернет премий будет происходить на торжественной Церемонии награждения в конце февраля - начале марта 2002 года.

Сроки подачи

Последний срок подачи заявок - 31 декабря 2001 года. К рассмотрению принимаются только заявки, полученные полностью к этому сроку.


Порядок оценки

Процесс оценки академией работ, поданных на Премию, состоит из трех этапов. На каждом этапе принимают участие различные группы судей, в целом - более, 200 человек.

Первый этап: селектирование сайтов

Члены селекционных комиссий РАИ (селекционеры) независимо друг от друга просматривают сайты, представленные по отдельным номинациям в процессе подачи заявок, и оценивают их, исходя из критериев оценки. На основании всех оценок каждая из селекционных комиссий сравнивает между собой все сайты в пределах своей номинации и составляет списки сайтов (не менее 15 и не более 20 в каждой номинации), допущенных к номинированию на Премию.

Российская академия интернета как организация имеет право подать дополнительный список, содержащий до 5-ти сайтов в каждой категории, который автоматически добавляется к утвержденному списку сайтов и поступает прямо на второй этап выдвижения номинантов. Для формирования своего списка РАИ проводит свой внутренний конкурс (путем рейтингового голосования) на основе персональных списков лучших сайтов, предлагаемых каждым членом РАИ.

Судьи: члены селекционных комиссий (по категориям)

Членами селекционных комиссий являются журналисты и редакторы интернет-изданий или интернет-колонок офлайновых СМИ, веб-разработчики и другие профессионалы в области интернета, хорошо знающие ту категорию сайтов, которую они судят. Также в качестве селекционеров выступают члены жюри и эксперты ряда жанровых интернет-фестивалей (в области литературы, музыки, и т.п.), уже существующих в российской Сети. Все они активно участвуют в деятельности онлайновых сообществ, относящихся к данной категории, и знают многие принадлежащие к ней сайты. Таким образом, все они "держат курсор на пульсе" интернета, знакомы с его тенденциями и событиями и способны охватить взглядом все его горизонты. Селекционеры оценивают различные сайты в своей категории, при этом им запрещается оценивать сайты, с которыми они связаны лично или профессионально. Академия регулярно проверяет деятельность каждого из селекционеров на точность и добросовестность.

Второй этап: выдвижение номинантов

Список сайтов, прошедших предварительный отбор в каждой номинации, дополненный общим списком сайтов, поданных членам РАИ, поступают на рассмотрение членов номинационной комиссии РАИ (судей-номинаторов), которые проводят между собой онлайновые обсуждения. Хотя номинаторы используют списки отобранных сайтов в качестве исходного материала, каждый из них может предложить вниманию коллег любой другой Web-сайт, опираясь на свое профессиональное мнение.

После обмена соображениями и обсуждения потенциальных номинантов каждый судья-номинатор выбирает пять лучших, по его мнению, сайтов в соответствии с критериями оценки и подает за каждый из них свой голос. Если эта процедура не выявляет пяти явных номинантов, номинационная комиссия РАИ проводит дополнительное голосование среди судей-номинаторов.

Судьи: члены номинационных комиссий (по категориям)

Номинаторами являются академики РАИ, записавшиеся в данную номинационную комиссию. Каждый академик должен входить в состав не менее 2-х и не более 4-х номинационных комиссий. При записи в данную номинационную комиссию каждый из членов РАИ должен просмотреть список сайтов, предлагаемый селекционерами и Академией по данной номинации. Номинаторы не могут оценивать сайты, с которыми они связаны лично или профессионально.

Третий, финальный, этап: определение лауреатов Национальных Интернет премий.

Это - самая простая и в то же время самая сложная часть процесса. Каждый член Большого Жюри академии просто подает свой голос в пользу лучшего из пяти номинантов в своей категории. В каждой из номинаций нужно выбрать всего одного лауреата Национальной Премии.

В ходе всего процесса оценки сайтов от первоначальной селекции до присуждения Национальной Интел Интернет Премии члены селекционной и номинационной комиссий, а также Большое Жюри руководствуются следующими критериями:
  • Содержание
  • Структура и навигационные функции
  • Визуальное оформление
  • Функциональность
  • Интерактивность
  • Общее впечатление

Веб-критика, как и разработка сайтов, не являются точной наукой. Интернет развивается слишком быстро: ежечасно появляются новые идеи, преобразующие старые представления или опровергающие их. Перечисленные выше критерии сперва были сформулированы в мировом интернете как правила создания хороших новых сайтов, а теперь они выступают в качестве лучших из имеющихся инструментов оценки.
Никто не требует, чтобы каждый лауреат или номинант Национальной Премии получил высшие оценки по всем параметрам. Относительная значимость каждого из критериев меняется в зависимости от направленности сайта. Очевидно, например, что для новостного сайта информационное наполнение имеет большее значение, чем визуальное оформление, а для сайта, посвященного искусству, ситуация обратная. В конечном счете, наиболее существенным критерием является общее впечатление: сайт - это нечто большее, чем просто сумма составляющих его частей.
Содержание. Содержание - это вся информация, представленная на сайте. Информационное наполнение сайта должно привлекать внимание посетителя и отвечать теме сайта. Кроме того, его форма должна соответствовать аудитории - материалы должны быть ясны, кратки и действенны в среде интернет. Хорошее информационное наполнение - само по себе позиция. Оно может носить информативный, утилитарный или развлекательный характер - но вы всегда должны желать продолжения.
Структура и навигационные функции. Структура и навигационные функции характеризуют организацию информации на сайте и возможности перемещения между его разделами. Хорошая структура и навигация - это признаки эффективности и организованности сайта. Они позволяют пользователю сформировать мысленную модель представленной информации, определить, где находятся необходимые сведения и чего можно еще ожидать. Хорошие навигационные возможности дают возможность быстро добраться до нужного места и легко охватить содержание сайта как вглубь, так и вширь.
Дизайн. Дизайн - это характеристика внешнего вида сайта. Сайт не должен быть просто симпатичной домашней страничкой, хотя и не обязан быть ультрасовременным или суперстильным. Критерии оценки визуального оформления - высокое качество, уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт. Оформление должно производить впечатление на посетителя - или даже поражать его.
Функциональность. Этот критерий характеризует технологическую сторону сайта. Хорошая функциональность означает, что сайт быстро загружается, что все его ссылки "живые", а технологии применяются к месту и отвечают предполагаемой аудитории. Сайт должен быть независим от платформы и типа браузера. Возможны решения, когда в случае необходимости сайт самостоятельно обеспечивает переход на альтернативные страницы. Хорошая функциональность - это технология, которая не бросается в глаза.
Интерактивность. Интерактивность характеризует возможности, которые сайт предоставляет пользователю. Хорошая интерактивность не исчерпывается гиперссылками и всплывающими меню - сайт должен предоставлять пользователю возможности диалога. Интерактивность - это возможность двустороннего обмена информацией, как в поисковых системах, чатах, сетевых играх и пр. Благодаря интерактивным элементам пользователь должен постоянно ощущать отличие Сети от журнала или телевизора.
Общее впечатление. В конечном счете, сайт - это нечто большее, чем просто сумма составляющих его частей. Помимо информационного наполнения, структуры и навигационных возможностей, визуального оформления, функциональности и интерактивности общее впечатление учитывает и те неуловимые тонкости, которые заставляют пользователя остаться или уйти. Посещение сайта похоже на свидание: иногда искра проскакивает, иногда нет. Признаки хорошего общего впечатления - если Вы создали закладку, переслали адрес сайта приятелю или просто заинтересовались и провели на нем некоторое время.